Хотя не все верили, что Starliner доберется до Земли, корабль все же смог завершить свой первый испытательный полет. В воскресенье, 22 декабря, космический корабль Boeing CST-100 Starliner совершил успешную посадку в Нью-Мексико (США). Поэтому хотя Boeing и удалось посадить свое детище без происшествий, до Crew Dragon ему еще очень далеко. Хорошо, что он проходил без экипажа на борту, ведь на начальной стадии полета у корабля была выявлена серьезная неполадка, и вместо 8 запланированных суток Starliner провел в воздухе всего 3 суток.
Содержание
Что случилось с кораблем Starliner
Однако впоследствии в системе отсчета полетного времени произошел сбой — из-за этого кораблю не удалось скорректировать собственную орбиту, чтобы выйти на траекторию и сблизиться с МКС. Сначала ничего не предвещало беды — как и планировалось, 20 декабря ракета Atlas V, оснащенная российскими двигателями РД-180, стартовала с космодрома на мысе Канаверал и успешно вывела Starliner на первоначальную орбиту.
Поэтому стыковка была отменена, и через 3 суток корабль вернулся на Землю. Несмотря на то, что двигатели «Старлайнера» все же включились чуть позже, у него уже не оставалось топлива для полета на Международную Космическую станцию.
Как связаны Boeing 737 Max и Starliner
В огромных ангарах компании и просто в поле стоят без дела множество самолетов, которые не берут заказчики, поскольку не смогут выпустить их на регулярные рейсы без разрешения авиационного комитета. После двух катастроф с участием самолетов Boeing 737 Max производителю так и не удалось получить разрешение на возобновление их полетов. По неподтвержденным пока данным, часть ПО для этих «Боингов» была написана программистами из Индии, которые работали на аутсорсе за смешные деньги.
После скандалов с Boeing 737 Max многие были обеспокоены тем, что такая компания участвует в разработке космических программ, но тогда всех успокоили, что это два совершенно не связанных между собой подразделения. Так вышло, что Boeing не только занимается производством самолетов — это также крупный подрядчик NASA. Однако инцидент со «Старлайнером» заставляет задуматься о том, что создание софта для самолетов и космических кораблей в Boeing никак не связано между собой.
Мало того, это разные компании — Boeing Space является «дочкой» головного «Боинга». По факту над программным обеспечением для космических кораблей и над софтом для самолетов действительно работают разные команды. Но как-то слишком уж много косяков с программным обеспечением для столь крупной корпорации.
Компания вскоре выпустила патч с исправлением проблемы, однако пока так и не получила одобрение федерального авиационного управления на эксплуатацию самолетов. В случае с Boeing 737 Max проблема была в системе MCAS. В причинах инцидента, который произошел со «Старлайнером», еще предстоит разобраться.
Она позволяет избежать «сваливания» и пикирования по ошибке экипажа. Maneuvering Characteristics Augmentation System (MCAS — система улучшения характеристик управления самолетом) — это автоматическая система помощи пилотам, которая помогает программно устранить некоторые недостатки конструкции лайнера Boeing 737 MAX.
Какой корабль лучше — Starliner или Crew Dragon
Двигатели корабля отработали как положено, однако вскоре после их выключения случилась «аномалия», приведшая к утечке топлива. Еще в 2018 году Boeing испытала двигатели «Старлайнера». Это заставило Boeing перенести изначально запланированные испытательные космические запуски корабля на более поздние сроки. Как выяснилось позже, проблема заключалась в клапанах подачи топлива – они оказались дефектными и не смогли полностью закрыться.
Посмотрите, как Boeing испытывала парашюты космического корабля Starliner
На сегодняшний день Crew Dragon уже слетал к МКС без экипажа и вернулся на Землю. Задержка также позволила «конкуренту» Boeing компании SpaceX первой провести беспилотные испытания своего нового пилотируемого аппарата Crew Dragon, отправив последний к МКС.
В этом году в ходе одного из тестов двигателей космический аппарат SpaceX взорвался на испытательном полигоне. Конечно, и у Crew Dragon изначально не все было гладко. Однако впоследствии SpaceX исправила все недочеты, что позволило компании провести успешный полет к МКС. Кроме того, у Crew Dragon наблюдались проблемы с парашютной системой.
Что ждет Boeing
С момента закрытия программы космических шаттлов у США не было возможности доставлять своих астронавтов на МКС и возвращать их обратно. Если раньше Boeing и SpaceX шли на равных, то сейчас производитель самолетов явно в аутсайдерах. Новые корабли для пилотируемых полетов в рамках контрактов с NASA разработали частные американские компании SpaceX и Boeing. Для этого Америка пользовалась услугами российского Роскосмоса и кораблями «Союз». Не зря NASA подстраховалось и объявило о желании забронировать еще несколько мест на российских «Союзах» на 2020 год. Вот только теперь пока что у них есть надежда только на Илона Маска и его детище.