Большая часть людей, которые верят в существование в будущем, считает, что их жизни будут тесно переплетены с продвинутыми технологиями. Гуманитарные науки часто считают науками прошлого, не в том смысле, что они не нужны сейчас, а в том, что огромный пласт философии и истории языка остался все-таки в прошлом и сегодня переживает не такие разительные изменения, как сфера науки и технологий. Соответственно, число желающих поступать на гуманитарные факультеты сокращается, а научные советники зачастую умаляют значение гуманитарных наук для рынка труда.
Интерфейс же между людьми и продвинутыми технологиями представляет собой границу, где гуманитарная точка зрения просто необходима. Но главное в том, что наука и техника направлены на помощь людям.
Есть ли «гуманитариям» место в будущем?
Предполагалось, что производитель кожаных туфель с резиновой подошвой должен знать все о изготовлении кожи и резины в форме туфель, и у него не оставалось времени для периферийного обучения. Тридцать лет назад на западе развитие узкого опыта было ключом к профессионализму.
И они же сегодня заявляют, что в будущем нас ждет интеграция гуманитарных наук в твердую науку и технику. Те, кто этого совета не слушали, стали носителями междисциплинарных перспектив и современных инноваций. Академические исследования взаимодействия людей и машин омолодят дисциплины, которые стали неактивными, и свяжут гуманитарные науки с нашим будущим, а не прошлым.
В первую очередь, это исследования на тему этики. На ум приходит сразу несколько примеров. Должны ли мы создавать в людях те качества, которые в них хочет видеть общество? Существуют большие этические вопросы, касающиеся генной инженерии: какие изменения в генетическом процессе человека нам нужно внести?
Можем ли мы использовать эти данные для построения компьютерных моделей, которые могли бы прогнозировать поведение человека для определения политики или политических решений? Другая область связана с последствиями сбора big data: как нам использовать огромное количество информации, которая ежедневно собирается у людей, и анализировать его в интересах психологии и социальных наук?
Существует ли свобода воли? Последние разработки в области робототехники, искусственного интеллекта и машинного обучения затрагивают фундаментальные вопросы философии: в чем суть сознания?
Как будущая экономика приспособится к новой реальности, в которой людям нужно будет работать меньше? Есть также экзистенциальные вопросы о цели человеческой жизни: заменят ли роботы и ИИ человеческий труд по всем направлениям, от строительных площадок до научных исследований? Если да, каким будет их смысл жизни? Уйдут ли люди на вечную пенсию?
Будем ли мы в мире, в котором ИИ будет использоваться для создания искусства или для неожиданных научных открытий? И будут фундаментальные вопросы о том, является ли человеческое творчество в искусстве или науке уникальным или его можно воспроизвести с помощью машин. И если ИИ будет допускать ошибки, которые причинят людям вред, должны ли разработчики ПО быть юридически ответственными или же самообучающиеся алгоритмы следует считать независимыми от своих создателей-людей? ИИ уже программируют для замены врачей при назначении лекарств пациентам с известными симптомами, но должны ли компьютеры принимать также решения и о лечении?
Кому разрешать доступ к данным? Социальные сети уже выдвигают на передний план публичные дебаты о конфиденциальности данных: как нам защищать свою частную жизнь с учетом будущего информационных технологий? Как смягчать потери от неожиданных утечек?
Без всяких сомнений, Аристотель был бы очарован космологией Большого Взрыва. Нетрудно представить, как древние греки вписались бы в современную науку и технологию. Зенон Элейский заинтересовался возможностью включения машины с помощью приложения для Apple Watch. Аристарх Самосский был бы в восторге от последних открытий экзопланет. Сократ критиковал бы стадный менталитет социальных сетей.
«Гуманитарии» будут нужны, потому что технологии выходят за рамки обычных представлений из железа и кремния. Философы, социологи, психологи и художники будут принимать участие в будущем развитии технологий, чтобы те лучше соответствовали человеческим потребностям и ценностям.