Забудьте программирование — лучший навык, которому стоит учиться детям, это переосмысление. По мере того, как нарастают темпы изменений, меняется и само представление о человеке, о его сущности, его когнитивных структурах. Какими будут следующие 30 лет для человечества? «Изобретение велосипеда». Что нас ждет в 2050 году?
Часть первая: изменение — единственная постоянная
Как нам подготовить себя и своих детей к миру таких беспрецедентных трансформаций и радикальных неопределенностей? Человечество встречается с беспрецедентными революциями, все наши старые истории рушатся и никаких новых на замену им не появляется. Если все пойдет хорошо, он доживет и до 2100 года, а может и останется активным гражданином в 22 веке. Ребенок, рожденный сегодня, будет тридцатилетним в 2050 году. Какие навыки ему понадобятся, чтобы он получил работу, понял, что вокруг него происходит и нащупал свой путь в лабиринте жизни? Чему учить ребенка, чтобы он выживал и процветал в мире 2050 года или 22 века?
Мы не можем ответить на эти вопросы. К сожалению, никто не знает, каким будет мир в 2050 году — не говоря уж про 2100. Но сегодня это сделать сложнее, чем когда-либо, потому что как только технологии позволят нам менять тела, мозги и разумы людей, мы уже ни в чем не сможем быть уверены — даже в том, что ранее казалось незыблемым и вечным. Конечно, люди никогда не умели точно предсказывать будущее.
Если бы вы жили в Китае 1018 года, вы бы не знали, что к 1050 империя Сон падет, китаны вторгнутся с севера, а чума убьет миллионы людей. Тысячу лет назад, в 1018 году, было много чего в будущем, о чем люди не знали, но они были уверены в том, что базовые особенности человеческого общества будут неизменны. Поэтому в 1018 году бедные китайские родители учили своих детей, как выращивать риск или прясть шелк, а богатые родители учили, как читать Конфуция, красиво писать или драться верхом на лошади — а девочек учили быть скромными и услужливыми. Но вы бы знали, что в 1050 году большинство людей все еще будут выращивать рис и заниматься пряжей, правители будут править людьми, мужчины будут доминировать над женщинами, продолжительность жизни будет около 40 лет, а тело человека останется таким же. Очевидно, в 1050 году эти навыки все еще были необходимы.
Мы не знаем, чем люди будут зарабатывать на жизнь, как будут функционировать армии и бюрократы, какими будут гендерные отношения. И напротив, сегодня мы понятия не имеем, как будет выглядеть Китай или остальной мир в 2050 году. Большая часть того, что дети учат сегодня, не будет иметь смысла к 2050 году. Некоторые люди, вероятно, будут жить намного дольше, чем сегодня, а тело человека само по себе подвергнется беспрецедентным изменениям, благодаря биоинженерии и нейрокомпьютерным интерфейсам.
В прошлом это имело смысл, потому что информация была разрозненной и даже медленная струйка информации тщательно цензурировалась. В настоящее время слишком многие школы занимаются ужимкой информации. Радио, телевидения, ежедневных газет или общественных библиотек не существовало. Если бы вы жили в небольшом провинциальном городке в Мехико в 1800 году, вам было бы трудно узнать больше о большом мире. Испанская империя тщательно цензурировала все тексты, которые печатались на ее территории, и пропускала очень немногие извне. Даже если бы вы были образованы и получили доступ к частной библиотеке, там можно было бы почитать лишь романы и религиозную литературу. Когда появились современные школы, которые научили каждого читать и писать и дали основные знания о географии, истории и биологии, это было существенное улучшение. То же самое было бы, если бы вы жили в России, Индии, Турции или Китае.
Вместо этого они заняты распространением дезинформации или отвлечением нас несущественными деталями. И напротив, в 21 веке мы тонем в огромных объемах информации, которую даже цензоры не пытаются заблокировать. Никакое правительство не может скрыть от вас информацию, которая ему не нравится. Если бы вы жили в провинциальном мексиканском городке и у вас был смартфон, вы бы провели много жизней, просто читая Википедию, просматривая выступления TED и онлайн-курсы. Люди со всего мира в одном клике от информации по бомбардировкам Алеппо или тающим ледникам в Арктике, но слишком много спорных моментов, чтобы выбирать, во что верить. С другой стороны, людей очень легко обмануть.
Ее и так слишком много. В таком мире последнее, что учитель должен дать своим ученикам — это больше информации. Вместо этого людям нужна способность осмыслять информацию, называть разницу между важным и неважным, и, прежде всего, объединять фрагменты информации в целостную картину мира.
Учителя позволяли себе железно трактовать данные, вместо того чтобы поощрять учеников «думать своей головой». По правде говоря, таким был идеал западного либерального образования на протяжении веков, но до сих пор многие западные школы довольно слабо ему соответствовали. Они предполагали, что пока мы даем студентам много данных и установку свободы, студенты будут создавать собственную картину мира, и даже если это поколение не сможет синтезировать все данные в последовательную и осмысленную историю мира, будет много времени создать хороший синтез в будущем. Из-за страха перед авторитаризмом либеральные школы испытывали особенный ужас перед большими нарративами. Решения, которые мы будем принимать в следующие несколько десятилетий изменят будущее самой жизни, и мы сможем принимать эти решения, основываясь только на нашем настоящем представлении мира. Теперь у нас вышло время. Если это поколение не сможет составить последовательную картину космоса, будущее жизни будет решаться случайным образом.
Часть вторая: температура растет
Но мы понятия не имеем о том, на что будет похож мир и рынок работы в 2050 году, поэтому мы не знаем, какие конкретно навыки понадобятся людям. Помимо информации большинство школ также уделяют слишком много внимания предоставлению ученикам набора заранее определенных навыков, таких как решение дифференциальных уравнение, написание компьютерного кода на C++, определение химических элементов в пробирке или перевод с китайского. Мы можем заставлять детей писать на C++ или разговаривать на китайском языке и обнаружить, что к 2050 году ИИ может программировать ПО намного лучше людей, а новый Google Translate справляется с переводом лучше любого человека.
Многие эксперты в области педагогики считают, что школьники должны развивать «четыре К»: критическое мышление, коммуникацию, коллаборацию (то есть учиться работать сообща) и креативность (то есть творческий подход). Что же нам учить? Чтобы шагать в ногу с миром в 2050 году, вам понадобится не только изобретать новые идеи и продукты — вам придется заново изобретать и переосмысливать самого себя, снова и снова. Самой важной будет способность справляться с изменениями, изучать новые штуки и сохранять душевное равновесие в нестандартных ситуациях.
В 1848 году «Коммунистический манифест» провозгласил, что «все твердое тает в воздухе». Поскольку темпы изменений растут со временем, меняется не только экономика, но и само значение «быть человеком». К 2048 году физические и когнитивные структуры также растают в воздухе — в облаках битов данных. Маркс и Энгельс, впрочем, в основном думали о социальных и экономических структурах.
Но попадая в большой город, им не приходилось менять свой пол или добавлять шестое чувство. В 1848 году миллионы людей теряли работу на сельских хозяйствах и отправлялись в большие города для работы на фабриках. И если они находили работу на какой-то текстильной фабрике, они могли рассчитывать остаться в этой профессии на всю оставшуюся жизнь.
Если они найдут работу и смысл в разработке современной моды в трехмерной игре в виртуальной реальности, через десять лет не только эта профессия, но и все рабочие места, требующие такого же уровня художественного творчества, могут просто отойти к ИИ. К 2048 году люди могут столкнуться с миграцией в киберпространство, с плавающей гендерной принадлежностью и новым чувствительным опытом, который дают компьютерные имплантаты. В 35 лет вы уже будете «гендерно не определившейся личностью, которая проходит уточнение возраста, неокортикальная активность которой по большей части проходит в виртуальном мире «Новый космос», а целью всей жизни является творчество в области мод, на которое не осмеливался ни один дизайнер до этого». Поэтому в 25 вы будете представлять себя на сайте знакомств как «двадцатипятилетнюю гетеросексуальную женщину, которая живет в Лондоне и работает в модном магазине». Вам достаточно будет ждать, пока алгоритм не найдет (или не создаст) для вас идеальную пару. В 45 лет как определения для сайта знакомств, так и самоопределение будет уже другим. И все равно, в 45 лет у вас впереди будет много десятилетий радикальных изменений. Что касается создания модных проектов, алгоритмы настолько вас превзойдут, что вашими сомнительными достижениями прошлых лет можно будет только смешить людей.
Никто не может предсказать конкретные изменения, которые нас ждут. Пожалуйста, не принимайте этот сценарий всерьез. Если кто-то опишет вам мир середины 21 века, и вам покажется это совершенно фантастическим, это, скорее всего, будет неправда. Любой конкретный сценарий будет в молоко. Мы не знаем деталей, но наверняка известно только: изменения неизбежны. Но если кто-то опишет вам мир середины 21 века и это не будет звучать фантастически — это точно будет неправда.
С незапамятных времен жизнь делилась на две взаимодополняющих части: период обучения, за которым следовал период работы. Такие глубокие изменения вполне могут трансформировать основную структуру жизни, сделав непродолжительность ее особенностью. Даже если вы в 15 лет проводите большую часть дня, работая на семейном рисовом поле, вы учитесь: как культивировать рис, как выстраивать отношения с жадными торговцами из большого города и решать проблемы с другими деревенскими жителями. В первой части жизни вы накапливали информацию, развивали навыки, складывали картину мира и создавали стабильную личность. Конечно, даже в 50 лет вы продолжаете узнавать новое о рисе, о торговцах и о конфликтах, но это все небольшие правки в хорошо отточенных навыках. Во второй части своей жизни вы полагаетесь на накопленные знания и навыки, чтобы ориентироваться в мире, зарабатывать на пропитание и вносить свой вклад в общество.
Жизнь будет трещать по швам и между разными периодами жизни будет все меньше и меньше продолжительности. К середине 21 века ускорение изменений вкупе с увеличенной продолжительностью жизни сделает эту традиционную модель устаревшей. «Кто я такой?» станет крайне частым и важным вопросом.
Перемены почти всегда стрессовые, и после определенного возраста большинство людей просто не любят меняться. Вероятнее всего это будет связано с огромным стрессом. Ваше тело растет, ваш ум развивается, ваши отношения углубляются. Когда вам 15 лет, вся ваша жизнь меняется. Вы изобретаете себя. Все в движении, все в новинку. Перед вами открываются новые горизонты, вы готовы завоевать весь мир. Большинство подростков это пугает, но в то же время и возбуждает. Вы столько инвестировали в свои навыки, свою карьеру, личность и картину мира, что вам не хочется начинать все снова. Вы предпочитаете стабильность. Вы можете наслаждаться новым опытом и минорными изменениями, но большинство людей в свои 50 уже не хотят глубоко менять свою личность. Чем тяжелее вы работаете над чем-то, тем сложнее это бросить и заняться чем-то другим.
Хотя мозг взрослого человека более гибкий и изменчивый, чем считалось когда-то, он все еще не такой податливый, как мозг подростка. Тому есть нейробиологические причины. Но в 21 веке вы вряд ли сможете позволить себе стабильность. Пересоединение нейронов и переплетение синапсов — чертовски тяжелый труд. Учитывая то, что продолжительность жизни увеличится, вам, возможно, придется потратить много десятилетий в роли невежественного древнего человека. Если вы попытаетесь уцепиться за какую-нибудь стабильную личность, работу или картину мира, вы рискуете остаться позади. Чтобы остаться нужным — не только экономически, но и социально — вам понадобится способность постоянно обучаться и заново изобретать себя, особенно в таком молодом возрасте — 50 лет.
Люди, как личности и человечество в целом, будут все чаще иметь дело с вещами, с которыми раньше никогда не сталкивались. Поскольку все странное станет новой нормой, ваш прошлый опыт, а также прошлый опыт всего человечества станут менее надежными проводниками. Что делать при попадании в совершенно неожиданную ситуацию? Такими как сверхразумные машины, дизайнерские тела, алгоритмы для манипулирования вашими эмоциями, стремительные климатические катаклизмы и необходимость менять профессию каждые десять лет. Как жить в мире, в котором глубокая неопределенность — не баг, а фича? Как действовать, когда вас топит поток информации и нет совершенно никакого способа ее поглотить и проанализировать?
Вам придется постоянно сталкиваться с неизвестным и отказываться от того, что вы хорошо знаете. Чтобы выживать и процветать в таком мире, потребуется гибкость ума и большие резервы эмоционального равновесия. Вы не можете научиться гибкости мышления читая книгу или слушая лекцию. К сожалению, обучение детей приветствию неизвестного и сохранение их душевного равновесия — куда сложнее, чем учить их физике или причинам Первой мировой войны. Самим учителям не хватает ментальной гибкости, которой потребует 21 век, потому что они сами являются продуктом старой системы образования.
В центре города есть большое бетонное здание, разделенное на множество идентичных комнат, в каждой из которых стоят парты и стулья. Промышленная революция завещала нам теорию конвейера. Каждый час входят взрослые и начинают говорить. По звонку вы входите в одну из таких комнат с 30 другими детьми, рожденными в один год с вами. Один из них рассказывает о форме Земли, другой о прошлом человека, третий о теле человека. Им платит за это правительство. Но у нас нет другой альтернативы. Над этой моделью можно смеяться сколько угодно, и почти любой согласится с тем, что вне зависимости от прошлых достижений человека, они уже не релевантны. Тем более, которую можно было бы воплотить в сельском районе Мехико.
Часть третья: взлом людей
Большинство из них нормально соображает, но не понимает мира. Лучший совет, который я мог бы дать 15-летнему, застрявшему в устаревшей школе где-нибудь в Мехико, Индии или Алабаме: не полагайтесь на взрослых чересчур. Но 21-й век будет другим. Раньше на взрослых можно было полагаться, потому что они хорошо знали мир, и мир медленно менялся. Из-за растущих темпов изменений вы никогда не можете быть уверены, что пытаются сообщить вам взрослые: вечную мудрость или устаревшую предвзятость.
На технологии? На что же полагаться тогда? Технологии могут во многом помочь, но также получают слишком много власти над вашей жизнью, вы становитесь заложником этой повестки. Но ведь это еще более рискованная ставка. Многие люди работали денно и нощно, таская ведра с водой и собирая кукурузу под палящим солнцем. Тысячи лет назад люди изобрели сельское хозяйство, но эта технология обогатила крошечные элиты, поработив большинство. Это может произойти и с вами.
Если вы знаете, чего хотите от жизни, технологии могут вам в этом помочь. В технологиях нет ничего плохого. Тем более, что технологии все лучше понимают людей, и скорее вы их обслуживаете, а не они вас. Но если вы не знаете, чего хотите от жизни, технологии проще всего сформируют ваши цели для вас и возьмут под контроль вашу жизнь. Думаете, они управляют технологиями или технологии управляют ими? Видели всех этих зомби, которые бродят по улицам, прилепив к лицу смартфоны?
По мере совершенствования биотехнологий и машинного обучения, манипулировать глубинными эмоциями и желаниями людей становится все проще, и следовать сердцу опаснее, чем когда-либо. Можете ли вы в таком случае доверять себе? Когда «Кока-Кола», Amazon, Baidu или правительство знает, за какие ниточки вашей души дергать, сможете ли вы сохранять разницу между собой и результатом их специалистов по маркетингу?
Знать, кто вы и чего хотите от жизни. Чтобы преуспеть в такой сложной задаче вам нужно будет очень много работать, чтобы лучше узнать свою операционную систему. Тысячи лет философы и пророки призывали людей познавать себя. Это, конечно, относительно старый совет: познай себя. «Кока-Кола», Amazon, Baidu и правительство пытаются вас взломать. Но в 21 веке этот совет станет актуальным как никогда, потому что в отличие от дней Лао-Цзы и Сократа, сегодня у вас серьезные противники. Вы наверняка слышали, что мы живем в эпоху взломщиков компьютеров, но это лишь половина истины. Не ваш смартфон, компьютер и не банковский счет — они хотят взломать вашу органическую операционную систему. Мы живем в эпоху взлома людей.
Они наблюдают за тем, куда вы ходите, что покупаете, с кем встречаетесь. Алгоритмы наблюдают за вами. Они опираются на big data и машинное обучение, чтобы узнавать вас все лучше и лучше. Вскоре они будут наблюдать за вашими шагами, вашим дыханием и сердцебиением. Вы будете жить в «Матрице» или в «Шоу Трумена». И как только эти алгоритмы узнают вас лучше, чем вы сами знаете себя, они смогут взять вас под контроль и манипулировать вами, а вы даже этого не узнаете. Ваша личность будет ограничена алгоритмами, которые вами управляют.
Если это так, расслабьтесь и наслаждайтесь поездкой. Конечно, вы можете быть счастливы, отдавая все полномочия алгоритмам и доверяя им решать что-то за вас и за остальной мир. Алгоритмы обо всем позаботятся. Вам не нужно ничего делать. Оставьте все иллюзии позади. Если же вы хотите сохранить контроль над своим личным существованием и будущей жизнью, вам нужно двигаться быстрее, чем алгоритмы, чем Amazon и правительство, и узнавать самого себя прежде, чем это сделают они. Они очень тяжелые.
По материалам Wired
Расскажите в нашем чате в Телеграме. Вы готовы учить своих детей тому, что будет нужно?