Главная » Hi-News » Что общего между американским тренажером для посадки на Луну и советским турболетом 1955 года

Что общего между американским тренажером для посадки на Луну и советским турболетом 1955 года

Амбициозная миссия требовала амбициозных подходов. Возможность высадки человека на Луну 20 июля 1969 года явилась результатом колоссальной работы огромного числа людей и вложением баснословных по временам 60-х годов прошлого века денег. Нередко испытания этих технологий сопровождались риском для жизни. Приходилось разрабатывать и испытывать новые технологи, о которых раньше можно было прочитать только в научной фантастике.

Кто был первым на Луне?

Со своим «огромным скачком для всего человечества» он достиг того, что считалось невозможным. Первым человеком, ступившим на поверхность Луны, был американский астронавт Нил Армстронг. Однако мало кто знает, что за год до этого величайшего события астронавт мог погибнуть.

Для подготовки экипажей программы «Аполлон» к высадке на Луну американское аэрокосмическое агентство NASA использовало специальные летательные средства с технологией вертикального взлета и посадки.

Как это было Читайте также: Подготовка к первой пилотируемой миссии на Луну.

Пять таких аппаратов (два испытательных, и три тренировочных, LLRV и LLTV) были разработаны компанией Bell Aircraft Corporation и применялись NASA в качестве летающего симулятора лунного модуля.

С помощью обычных вертолетов это сделать было невозможно. Особенность этих машин заключалась в том, что их двигатели были настроены таким образом, чтобы можно было имитировать полет и посадку в условиях окололунного пространства, где гравитация в 6 раз ниже, чем на Земле. А имитация посадки на Луну проводилась именно на небольшой высоте около 60-90 метров над землей. Многотонную машину было очень опасно накренять при низкой высоте. Использующиеся аппараты можно было сильно наклонять в полете и наблюдать за отзывчивостью систем.

Кабина пилота располагалась между двумя передними стойками, прямо под основным реактивным двигателем, развивающим тягу на уровне 5/6 от веса самого аппарата. Конструкция этих машин состояла из алюминиевых рам треугольной формы с четырьмя стойками шасси. Но выглядело все, как полет на пороховой бочке. Это позволяло имитировать полет в условиях лунной гравитации.


Схема летающего симулятора лунного модуля

Управление креном, тангажом и рысканьем осуществляется при помощи 16 малых пероксид-водородных двигателей, связанных с кабиной пилота через электронную систему управления полетом. Аппарат также имел два запасных двигателя для вертикальной стабилизации, которые должны были запускаться в случае выхода из строя основного. Для создания необходимого давления в топливной системе на основе пероксид-водорода двух основных и 16-и рулевых двигателей использовался гелий под высоким давлением, находящийся в баках, установленных на шасси тренажера.

Как Нил Армстронг чуть не погиб

Первые 20 полетов до этого прошли без запинки. 6 мая 1968 года, то есть за год до полета на Луну, Нил Армстронг готовился к выполнению своего 21 тренировочного полета на подобном тренажере. Но в этот раз, что-то явно пошло не так.

Полет проходил на высоте около 61 метра над землей, поэтому у Армстронга не было времени на раздумья. Через несколько минут полета, аппарат, которым управлял Армстронг резко накренился на одну сторону и начал быстро снижаться.

Историки говорят, если бы он замешкался хоть на секунду, то погиб. К счастью, Нил успел вовремя дернуть ручку катапультирования и безопасно спустился на землю на парашюте.

Практически сразу же после инцидента, который мог лишить его жизни, Нил просто вернулся в свой кабинет и остаток рабочего дня занимался бумажной работой как будто ничего и не было. По словам очевидцев, Армстронг был человеком, способным сохранять полное хладнокровие даже в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях.

Тем не менее, это не помешало руководителям проекта продолжать подготовку к высадке. Следует добавить, что за время подготовки пилотов космических миссий программы «Аполлон» было уничтожено 3 летательных тренажера.

Последние два оставшихся тренажера (LLRV-2 и LLTV-3) теперь находятся в музеях.


Лунный тренажер LLTV-3 в музее Космического центра имени Джонсона (США)

У СССР тоже были подобные разработки

У СССР тоже были подобные летающие тренажеры, использующие технологию вертикального взлета и посадки. За свой внешний вид, не похожий ни на какие другие летательные аппараты, американские аппараты для отработки лунных посадок получились прозвище «летающая кровать».

Читайте также: Почему космонавты СССР не полетели на Луну?

Советские были разработаны в 1955 году, у американцев они появились только в 1963-м. Причем, появились они гораздо раньше, чем у США.

Однако в шутку их прозвали «летающими столами». Официально советские аппараты назывались турболетами. Машина не обладала большой устойчивостью, поэтому вероятность опрокидывания была весьма высока. Как и в случае с американскими аппаратами, испытательные полеты на турболете были очень опасны. В случае отказа двигателя аппарат превращался в обычный кусок железа, летать который, как известно, склонен только вниз и очень быстро.

Turbolet-na-parade-v-Tushino.
Турболет в 1958 году на воздушном параде в Тушино


Турболет в музее ВВС Монино

В отличии от американских тренажеров, которые использовались для подготовки людей к высадке на Луну, советские применялись для отработки технологий вертикального взлета и посадки палубного штурмовика ЯК-38 на палубу авианосца.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе последних событий из мира науки и технологий.





Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Это интересно

Что происходит с озером Байкал и почему ученые обеспокоены?

Одно из самых удивительных природных образований на планете – озеро Байкал – является единственным пресноводным в мире и содержит около 20% всех пресных водных ресурсов на Земле. Более того, Байкал – еще и самое глубокое озеро в мире (глубина превышает ...

Сверхзвуковой пассажирский самолет XB-1 совершил первый экспериментальный полет

Сверхзвуковые пассажирские авиаперевозки прекратились более 20 лет назад. Последний французский сверхзвуковой самолет Конкорд совершил полет в последний раз 26 ноября 2003 года. От них было решено отказаться по разным причинам, главными из которых является дискомфорт при полетах, причем его ощущают ...