Федеральная антимонопольная служба представила законопроект о защите конкуренции в условиях цифровизации. Ведомство намерено ужесточить контроль за работой торговых онлайн-площадок и ввести соответствующие наказания за использование алгоритмов для регулирования цен на продукцию интернет-магазинами и производителями.
По словам Артема Молчанова, начальника правового управления ФАС, они начали работать над подготовкой проекта поправок, призванных защитить конкуренцию в условиях цифровизации экономических процессов. Для этого ведомство предложило ввести два новых понятия: «ценовой алгоритм» и «сетевой эффект».
«Ценовой алгоритм» представляет собой комплекс программного обеспечения для мониторинга, расчёта, установления и контроля цен на товары или совершения определённых действий при участии в торгах. Использование такого ПО будет расцениваться, как отягчающее обстоятельство административной ответственности при злоупотреблении доминирующим положением на рынке, манипулировании ценами и других нарушениях.
Под «сетевым эффектом» подразумевается получение экономического преимущества от количества пользователей торговой платформы. К таковым относятся сбор и обработка данных. ФАС предлагает использовать «сетевой эффект» для признания компании, владеющей платформой, доминирующей на рынке, даже если её доля составляет менее 35%.
Согласно предложенному законопроекту, ФАС может через суд требовать запрета на реализацию в России товара компании, нарушающей новые правила. Специалист в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семёнов считает, что действующее законодательство не позволяет применять запрет на злоупотребление доминирующим положением.
Другими словами, ФАС пытается не допустить того, что интернет-магазины начнут обмениваться данными о стоимости продуктов и использовать специальный алгоритм для регулирования цен на всём рынке, что является нарушением правил конкуренции.
Источник: kommersant.ru