Главная » Hi-News » NASA может отказаться от ракеты SLS, если SpaceX и Blue Origin предложат подходящую альтернативу

NASA может отказаться от ракеты SLS, если SpaceX и Blue Origin предложат подходящую альтернативу

На нее возлагаются надежды вернуть американцев на Луну, а в перспективе – доставить на Марс. В настоящий момент американское аэрокосмическое агентство ведет разработку ракеты Space Launch System (SLS). Возможность такого развития событий будет зависеть от того, смогут ли частные космические компании SpaceX и Blue Origin предложить подходящую, надежную, безопасную и недорогую замену. В то же время, внутри агентства рассматривается вопрос отказа от данной пусковой системы, а также космического корабля Orion, который планируется использоваться вместе с ней. Об этом в разговоре с издательством Business Insider рассказал помощник директора NASA Стивен Юрчик.

В качестве потенциальных альтернатив агентство рассматривает Big Falcon Rocket (BFR), созданием которого занимается SpaceX Илона Маска и New Glenn производства Blue Origin, владельцем которой является богатейший человек планеты Джефф Безос.

«Я думаю, что если данные коммерческие предложения станут доступными, то мы, скорее всего, откажемся от государственной [ракетной] системы и перейдем к использованию пускового потенциала этих ракет», — прокомментировал Стивен Юрчик журналистам Business Insider на мероприятии The Economist Space Summit.

Более того, многие эксперты не сомневаются и в том, что именно частная компания, а не государственное агентство станет первой организацией, которая доставит человека на Марс. Что интересно, NASA действительно может оказаться в весьма щекотливом для нее положении, если хотя бы одна из двух компаний, сможет обогнать агентство в возобновившейся гонке по возвращения человека на Луну.

Но во многом этому поспособствовал не столько успехи Илона Маска и Джеффа Безоса, сколько неудачи при строительстве SLS. Таким образом слова Стивена Юрчика звучат, как признание победы частной космонавтики над государственной. Последняя представляет собой ракету сверхтяжелого класса, способную выводить на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку более 55 тонн.

Без нее мы не получим безопасную, надежную и доступную архитектуру, подходящую для освоения дальнего космоса», — заявил Юрчик. «Нам нужна сверхтяжелая ракета.

Первая будет называться Block 1. К 2020 году NASA собирается построить несколько модификаций ракеты-носителя SLS. Первый тестовый запуск Block 1 агентство надеялось провести в июне 2020 года в рамках миссии Exploration Mission-1 (EM-1). Данная пусковая система высотой 98 метров сможет выводить на орбиту до 70 тонн оборудования. Спустя несколько лет после первой NASA собирается провести миссию Exploration Mission-2 (EM-2) – уже пилотируемую. В ее ходе с помощью SLS хотели вывести на орбиту непилотируемый аппарат Orion, который должен будет облететь Луну и вернуться обратно на Землю.

Согласно последним расчетам, завершение разработки ракеты к 2021 году потребуются еще дополнительные 4-5 миллиарда долларов. К настоящему моменту американское космическое агентство потратило на строительство SLS около 11,9 миллиарда долларов (более 13 миллиардов долларов ушло на разработку корабля Orion). При этом, судя по прогнозам, агентство отстает от графика разработки примерно на 2,5 года.

По оценке специалистов, если в дальнейшем возникнут новые проблемы, то NASA может стать свидетелем того, как SpaceX его обгонит и первой организует пилотируемую миссию к Луне. В ходе внутреннего аудита программы NASA было обнаружено, что основными причинами превышения изначально рассчитанного бюджета, а также постоянных задержек стали в основном предотвратимые инциденты, неграмотное руководство, а также несоблюдение контрактных обязательств компанией Boeing, которая является главным подрядчиком в этом проекте.

На днях Маск через «Твиттер» заявил, что компания отказывается от планов по дальнейшей модернизации ракеты-носителя Falcon 9 чтобы сделать ее еще более многоразовой и вместо этого всецело переключается на разработку Big Falcon Rocket и корабля Big Falcon Spaceship (BFS). «На беду» NASA поспособствовать этому может агрессивная политика Илона Маска, направившего все силы SpaceX на разработку BFR, которая будет использоваться для лунных и марсианских миссий.

Аппарат будет подниматься на определенную высоту, а затем мягко садиться обратно на Землю. И Маск и президент SpaceX Гвинн Шотвелл ранее говорили о том, что первые тестовые запуски корабля BFS, которые планируется начать проводить уже в 2019 году, будут не полноценными запусками, а «прыжками». Но в 2020-2021 году компания планирует провести запуск и вывод на орбиту уже полноценной системы BFR – ускорителя Big Falcon Booster с установленным на него кораблем Big Falcon Spaceship. Такой же схемы компания придерживался при первых тестовых испытаниях своих «Фальконов». Примерно к тому же времени Blue Origin собирается запустить свою ракету-носитель New Glenn, которая отправит к Луне посадочный аппарат, предназначенный для поиска водного льда.

В случае успешного первого орбитального и последующих рабочих беспилотных запусков SpaceX собирается в 2023 году отправить в путешествие вокруг Луны японского миллиардера, а также группу людей, которые он решит взять с собой.

Да, агентство тоже в 2023 году агентство планирует отправить вокруг Луны миссию EM-2, но без высадки на поверхность. Таким образом, если у частной компании все получится, то уже NASA может оказаться в положении наблюдающего при повторении его достижения 1968 года, когда агентство безопасно доставило человека на спутник Земли.

SpaceX собирается отправить беспилотную миссию BFR к Марсу в 2022 году, а в 2024 – первую пилотируемую. Кроме того, NASA рискует «опоздать» и с Марсом. Это на несколько лет раньше предполагаемой высадки агентством астронавтов на Луну и возможно на целый десяток лет раньше того момента, как NASA планирует предпринять попытку пилотируемой миссии к Красной планете.

Однако я могу предположить, что такие обсуждения долго не заставят себя ждать», — прокомментировал Юрчик. «На самом деле мы пока серьезно не обсуждали вопросы сотрудничества со SpaceX над ее ракетой BFR и ее использования для полетов на Марс.

Конечная цель программы заключается в возвращении США возможности проведения самостоятельных пилотируемых запусков, которую страна утратила с закрытием своей программы космических шаттлов в 2011 году. По словам Юрчика, прямо сейчас агентство внимательно следит за частными компаниями, участвующими в программе Commercial Crew Program, в рамках которой каждая из организаций работает над своими проектами пилотируемых космических кораблей. Напомним, что с тех пор NASA полагается в таких вопрсах на российское космическое агентство Роскосмос, выступая лишь в качестве пассажира на российских «Союзах».

Их разработка находится на финальной стадии. Отказаться от услуг российской стороны по мнению NASA помогут 7-местные пилотируемые космические аппараты Boeing и SpaceX. Первой, согласно графику, должна выступить SpaceX. Сейчас компании готовятся к проведению первых беспилотных и управляемых тестовых запусков.

Спустя несколько месяцев, возможно весной, они собираются отправить пилотируемую миссию к МКС», — говорит Юрчик. «Их первый беспилотный запуск запланирован на январь.

Если аппараты Crew Dragon (SpaceX) и CST-100 Starliner (Boeing) докажут свою эффективность, безопасность и надежность, то NASA может проявить больший энтузиазм в вопросах использования BFR и ракеты-носителя New Glenn от Blue Origin.

«Как мы подойдем к этому вопросу – будет зависеть от темпов развития и возможностей этих систем», — говорит Юрчик.

Важнейшим аспектом, который позволит принять то или иное решение, как уже отмечалось выше, является наличие ракеты, способной выводить на околоземную орбиту очень много полезной нагрузки.

В первую очередь потому, что в этой ракете-носителе используются многие проверенные и уже зарекомендовавшие себя технологии и системы», — комментирует Юрчик, указывая на то, что SLS использует двигатели и другое оборудование, которое применялось еще в космических шаттлах. «Сейчас мы видим перспективы SLS.

«В то же время мы понимаем, что технологии, которые сможет предложить BFR, а также то, во что в конечном итоге может развиться New Glenn, могут пригодиться нам для пилотируемых миссий по исследованию Солнечной системы».

Обсудить данный вопрос можно в нашем Telegram-чате. Смогут ли частные компании обогнать NASA в этой гонке?

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё про высокие технологии

Этот внешний аккумулятор зарядит смартфон 5 раз. И не один

В этом случае на помощь приходят внешние батареи — некоторые из них обладают достаточной емкостью, чтобы зарядить смартфон три, четыре и даже шесть раз. Хотя современные смартфоны по размерам гораздо больше своих предшественников, производители до сих пор не могут разместить ...

#новости высоких технологий 274 | российский полет на Луну и вода на астероиде

Сегодня мы поговорим о российском полете на Луну, воде на астероиде и не только! Каждый понедельник в новом выпуске «Новостей высоких технологий» мы подводим итоги прошедшей недели, говорим о самых значимых и важных событиях, ключевых открытиях и интересных изобретениях. Ниже ...