Существует всего шесть базовых принципов, которые необходимо учитывать в контексте цифровых преобразований.
Вам определенно стоит задуматься о необходимости цифровых преобразований. Не можете уснуть из-за мыслей о том, что компания-конкурент вновь обошла вас, или вас давно уже не устраивают показтели отдельных производственных процессов, или вы наблюдаете снижение прибыли? Стивен Энгель, старший вице-президент Hitachi Consulting, определил шесть базовых принципов, позволяющих успешно реализовать цифровые проекты.
Самое важное в ходе цифровой трансформации — концентрироваться на результате
При этом исследование, проведенное аналитиками Forrester/Odgers, показало, что лишь 26% ИТ-директоров компаний имеют четкую концепцию цифрового бизнеса. Обратите внимание: по данным IDC, к 2020 году 60% компаний из списка Global 2000 смогут удвоить свою производительность за счет цифровых преобразований бизнес-процессов, которые к этому времени будут выполняться не людьми, а программами. Эти два факта подчеркивают огромный разрыв, существующий между современным бизнесом и техническим прогрессом, который необходимо сокращать как можно быстрее.
В эти преобразования вносят вклад самые разные цифровые технологии: 3D-печать, прогнозная аналитика, машинное обучение, блокчейн, искусственный интеллект, датчики, алгоритмическое моделирование и многое другое. Уже сейчас на всех без исключения рынках действуют весомые факторы, вызывающие революционные преобразования: повышение ожиданий клиентов, более быстрые и изобретательные конкуренты, принципиально новые возможности, не говоря уже о жестких требованиях к доходности бизнеса.
Ведь цифровая трансформация не обязательно выльется в длительный процесс; более того, она и не должна им быть. При этом есть всего шесть базовых принципов, которые необходимо учитывать в контексте цифровых преобразований. Это последовательность постепенных взаимосвязанных шагов, каждый из которых способствует повышению прибыльности и конкурентоспособности компании. Цифровые преобразования — это не попытка объять необъятное.
Пилотные проекты должны быть такими, чтобы их можно было описать в нескольких пунктах, а потом измерить эффективность — например, в объеме полученной прибыли. Первый принцип: ставьте измеримые цели. Важно при этом, чтобы проекты не становились «идеей фикс», иначе так можно лишиться способности мыслить глобально и видеть пути для новых цифровых преобразований.
Например, если один из проектов направлен на повышение производительности линии, на которую влияют внеплановые простои, соберите данные за фиксированный период времени. Второй принцип: проверяйте гипотезы данными. Совокупность данных по ключевым показателям позволит подтвердить гипотезу и выработать алгоритм дальнейших действий. Это могут быть данные о производственной загрузке, трудоемкости процесса, расходе сырья, планируемых заказах.
Например, задайте себе вопрос: обеспечат ли вложения в замену оборудования реальную экономию средств? Третий принцип: создайте экономическую модель проекта. Помните, что проект цифровых преобразований должен выйти на уровень безубыточности не позже чем через год после его начала и обеспечить значительную окупаемость инвестиций через 18 месяцев. Если у вас есть данные о том, что каждый простой обходится в тысячи долларов и ставит под угрозу отношения с клиентами, то у вас уже фактически есть готовое экономическое обоснование.
Традиционные ежемесячные совещания, доклады и отчеты о состоянии дел не годятся для осуществления цифровых преобразований. Четвертый принцип: вовлекайте в ваш цифровой проект руководителей бизнес-направлений. Следует создать команду из руководителей, ответственных за каждое направление, имеющее отношение к проекту.
Выбирайте пилотные проекты с убедительным технико-экономическим обоснованием и концентрируйте усилия на устранении препятствий для реализации. Пятый принцип: помните, что важны результаты проекта. Решение этих промежуточных проблем позволит создать именно те преимущества, которые вы планировали получить, и поддержать необходимый уровень активности в процессе цифровых преобразований. Возможно, репозиторий данных не обладает достаточной емкостью для хранения актуальной информации, получаемой в реальном времени, или с датчиков поступают не все нужные данные.
Зачастую то, что кажется лишь отдаленной возможностью, в другой отрасли является стандартной процедурой выполнения операций. Шестой принцип: используйте пример компаний-лидеров из других отраслей. Успехи других компаний на пути к цифровому преобразованию бизнеса вдохновят команду и, как следствие, позволят ей лучше оценить значимость прилагаемых усилий.
Независимо от того, планирует ли ваша компания пройти через цифровую трансформацию в скором времени или уже реализует проекты по цифровому развитию, тщательно продумайте, как вы будете собирать, анализировать и использовать данные и какие новые технологии потребуются для того, чтобы улучшить ваш бизнес. Самое важное — концентрируйтесь на результате. В этом случае вы сможете выстроить успешную стратегию ведения предприятия и точно окажетесь востребованной компанией на рынке XXI века.